10. Обновлённая виртуальная лабораторная работа по физике «Определение заряда электрона и числа Фарадея» - https://efizika.ru/html5/10/index.html.
Цель работы: определить заряд электрона и число Фарадея.
Приборы и принадлежности: электролитическая ванна с раствором медного купороса, выпрямитель, амперметр, реостат, электронные весы, соединительные провода, электронный блок управления с секундомером, блок с начальными параметрами электролиза, блок с набором электродов: медь, никель, кобальт, железо, хром.
10. Updated virtual laboratory assignments in physics «Determination of the electron charge and the Faraday number» - https://efizika.ru/html5/10/index.html.
The purpose of the work is to determine the electron charge and the Faraday number.
Devices and accessories: an electrolytic bath with a solution of copper sulfate, a rectifier, an ammeter, a rheostat, electronic scales, connecting wires, an electronic control unit with a stopwatch, a unit with initial parameters of electrolysis, a unit with a set of electrodes: copper, nickel, cobalt, iron, chrome.
Обновленная виртуальная лабораторная работа по физике на тему «Определение заряда электрона и числа Фарадея» может включать в себя несколько ключевых этапов и методов. Вот общий план, который можно использовать для такой лабораторной работы:
Цели работы
1. Определить заряд электрона.
2. Определить число Фарадея.
Оборудование
• Источник постоянного тока.
• Электролитическая ячейка.
• Вольтметр.
• Амперметр.
• Весы для точного измерения массы.
• Проводники и соединительные элементы.
• Электролиты (например, раствор меди(II) сульфата).
Теоретическая часть
• Объяснить понятие заряда электрона и его значение в физике.
• Рассмотреть закон Фарадея о электролизе, который связывает количество вещества, выделившегося на электроде, с электрическим зарядом.
Методика проведения эксперимента
1. Подготовка установки:
• Собрать электрическую цепь с источником постоянного тока, амперметром и электролитической ячейкой.
2. Измерение тока и времени:
• Установить постоянный ток и записать его значение.
• Запустить эксперимент на определённое время (например, 10-15 минут) и зафиксировать время.
3. Измерение массы:
• Перед началом эксперимента взвесить анод и катод (например, медные электроды).
• После завершения эксперимента снова взвесить электроды, чтобы определить изменение массы.
4. Расчёт заряда:
• Используя формулу:
Q = I ⋅ t
где Q — заряд, I — ток, t — время.
5. Определение числа Фарадея:
• По закону Фарадея:
m = Q / F ⋅ M
где m — масса вещества, выделившегося на электроде, F — число Фарадея (примерно 96485 Кл/моль), M — молярная масса вещества.
• Переписать уравнение для нахождения числа Фарадея:
F = Q ⋅ M / m
6. Анализ результатов:
• Сравнить полученные значения заряда электрона (примерно 1.6 × 10⁻¹⁹ Кл) и числа Фарадея с известными значениями.
• Обсудить возможные источники ошибок и способы их минимизации.
Заключение
Подвести итоги работы, обсудить важность понимания заряда электрона и числа Фарадея в контексте физики и химии.
Альтернативное описание:
Методика выполнения виртуальной лабораторной работы
Тема: Определение заряда электрона и числа Фарадея
Цель работы:
-
Экспериментально определить заряд электрона с помощью электролиза.
-
Рассчитать число Фарадея и постоянную Авогадро.
Оборудование (виртуальное):
-
Электролитическая ячейка с раствором CuSO₄.
-
Источник постоянного тока (регулируемое напряжение).
-
Амперметр и вольтметр (цифровые).
-
Электронные весы для измерения массы электродов.
-
Катод (медная пластина) и анод.
-
Секундомер (встроенный в программу).
Теоретическая основа:
-
Электролиз – процесс разложения вещества под действием электрического тока.
-
Закон Фарадея:
-
Масса выделившегося вещества (m) пропорциональна заряду (Q = I · t).
-
Формула: m = (M · I · t) / (n · F),
где:-
M – молярная масса (для меди M = 63,5 г/моль),
-
I – сила тока (А),
-
t – время (с),
-
n – валентность (для Cu²⁺ n = 2),
-
F – число Фарадея (F ≈ 96500 Кл/моль).
-
-
-
Заряд электрона (e) связан с числом Фарадея и постоянной Авогадро (N_A):
-
e = F / N_A, где N_A ≈ 6,022·10²³ моль⁻¹.
-
Порядок выполнения работы:
1. Подготовка эксперимента
-
Запустите виртуальную лабораторию.
-
Установите следующие параметры:
-
Раствор: CuSO₄ (концентрация стандартная).
-
Сила тока : 1–2 А (регулируется).
-
Время электролиза: 600–1200 сек (на выбор).
-
-
Запишите начальную массу катода (m₁) с точностью до 0,001 г.
2. Проведение электролиза
-
Включите ток, установите силу тока (например, 0,5 А).
-
Запустите секундомер и наблюдайте за процессом.
-
После завершения времени (t) остановите установку и запишите:
-
Конечную массу катода (m₂).
-
Точное значение силы тока (I).
-
3. Обработка результатов
-
Рассчитайте массу выделенной меди:
Δm = m₂ – m₁ -
Найдите число Фарадея (F):
F = (M · I · t) / (n · Δm) -
Вычислите заряд электрона (e):
e = F / N_A -
Сравните полученное значение e с табличным (1,6·10⁻¹⁹ Кл).
4. Таблица результатов
Параметр | Значение | Единицы измерения |
---|---|---|
Сила тока (I) | ... | А |
Время электролиза (t) | ... | с |
Масса до (m₁) | ... | г |
Масса после (m₂) | ... | г |
Выделенная масса (Δm) | ... | г |
Число Фарадея (F) | ... | Кл/моль |
Заряд электрона (e) | ... | Кл |
5. Анализ погрешностей
-
Возможные источники ошибок:
-
Неточность измерения массы.
-
Колебания силы тока.
-
Примеси в растворе.
-
-
Сравните F и e с эталонными значениями.
Контрольные вопросы:
-
Почему масса катода увеличивается, а анода – уменьшается?
-
Как изменится масса выделенной меди, если увеличить силу тока в 2 раза?
-
Какие процессы происходят на электродах при электролизе CuSO₄?
Вывод:
-
Удалось ли определить заряд электрона с приемлемой точностью?
-
Какие факторы повлияли на погрешность?
-
Как можно улучшить эксперимент?
Примечание: В виртуальной среде можно повторить опыт с разными параметрами (I, t) для проверки закона Фарадея.
(Для работы используйте интерактивные элементы: регулировку тока, панель данных, графики зависимости m от Q.)