Статья |
Аннотация статьи |
1. Девяткин Е.М., Хасанова С.Л. реализация интерактивного обучения при решении физических задач повышенной сложности // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6.;
|
В статье рассматривается авторская методика интерактивного обучения, основанная на использовании интерактивных учебных установок, имитирующих рассматриваемый физический процесс, с возможностью вариации входных параметров. Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Хотя методы решения традиционных задач хорошо известны, организация деятельности учащихся с использованием интерактивных технологий является одним из актуальных аспектов методики преподавания. В качестве демонстрации предложенной методики авторы приводят примеры решений следующих экспериментальных задач: колебания жидкости в сосудах U-образной формы с использованием учебной интерактивной установки; колебания заряженного тела в электрическом поле двух одноименно заряженных тел; колебания стрежня, лежащего на двух вращающихся в противоположных направлениях блоках. На основе представленных электронных установок можно создать обратные задачи числом, равным количеству переменных модели экспериментальной задачи. Предложенная авторами методика интерактивного обучения естественным образом вписывается в контекст электронного образования. |
2. Девяткин Е.М., Хасанова С.Л. Интерактивные средства электронного и дистанционного обучения дисциплин естественно-научного цикла // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28256 (дата обращения: 29.11.2021). |
В статье рассматривается используемая на практике технология разработки виртуальных интерактивных ресурсов по физике и химии. Разработаны высокоэффективные алгоритмы по управлению стационарными и нестационарными физико-химическими процессами. Созданные электронные ресурсы могут использоваться в качестве виртуальных лабораторных работ, фронтальных демонстраций и интерактивных экспериментальных задач по предметам естественно-научного цикла дисциплин. Представленные виртуальные ресурсы моделируют весь спектр стационарных и нестационарных физико-химических процессов и явлений микро- и макромира. Предложенная технология создания виртуальных обучающих ресурсов может успешно применяться в системе подготовки бакалавров и магистров высшей школы, в системе среднего общего и среднего профессионального образования. Она обеспечивает развитие у обучающихся компетенций по применению и реализации инновационного учебного процесса по физике. Описанные в статье электронные интерактивные ресурсы также успешно использовалась при разработке дистанционных курсов по учебным предметам естественно-научного цикла дисциплин. К настоящему времени разработано более двухсот интерактивных моделей, которые успешно прошли апробацию и показали свою высокую эффективность при их использовании в учебном процессе как очной, так и заочной форм обучения. |
Девяткин Е.М. Технология организации электронного обучения физике // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 1. – С. 77-82; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36896 (дата обращения: 29.11.2021). |
Анализ практического использования электронных средств обучения в учебном процессе при изучении физики показал, что они обладают большими дидактическими возможностями. Результатами использования электронных ресурсов по физике является активизация работы учащихся в связи с увеличением числа способов предъявления учебного материала. В статье рассматриваются критерии и свойства, которыми должны обладать электронные интерактивные ресурсы по физике. Обозначены многочисленные преимущества использования электронных образовательных ресурсов по физике по сравнению с традиционными средствами обучения. Показано, что использование технологии Flash совместно с системой управления обучением Moodle позволяет создать электронные образовательные ресурсы по физике, отвечающие этим критериям и обладающие большинством из необходимых свойств. Описанная в работе технология может применяться при организации электронного обучения физике. Рассмотрено несколько созданных электронных образовательных ресурсов, прошедших апробацию и успешно применяемых во многих учебных заведениях России и ближнего зарубежья, использующих приведенную в статье технологию. |
3. Девяткин Е.М. Компьютерное моделирование экспериментальных задач по общей физике // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.; |
Эффективность учебного процесса в значительной степени зависит от использования передовых методов проведения учебного процесса. Интерактивные программы позволяют пробудить глубокий интерес обучающихся к физике, сделать подачу материала более доступной и интересной. Оснащение современного учебного заведения новыми техническими средствами для проведения виртуального компьютерного эксперимента открывает широкие перспективы для развития исследовательской активности. В работе описаны некоторые созданные компьютерные модели экспериментальных задач по общей физике. Созданные модели работают в режиме реального времени под управлением электронных блоков, позволяющих запускать и приостанавливать физический процесс или явление, а также приводить его к первоначальному состоянию. В моделях используется технология Drag-an-Drop, позволяющая перемещать с помощью мыши объекты экспериментальной задачи. Модели электронных экспериментальных задач по физике имеют ряд изменяемых параметров, что позволяет создавать на их основе обратные задачи количеством, равным числу переменных, включенных в условие задачи. Созданные компьютерные модели экспериментальных задач могут использоваться как при очном, так и при дистанционном изучении курса общей физики. |
4. Чиганова Н.В., Хасанова С.Л., Девяткин Е.М. Технологии разработки электронно-образовательных ресурсов // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 108-113; |
Использование электронных учебников дает возможность приобретения квалификационных компетенций, направленных на реализацию ФГОС нового поколения, повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов, использование новых видов контроля и коммуникаций в педагогическом процессе, повышение познавательной деятельности обучающихся. На сегодняшний день технология дистанционного образования и технология электронного обучения внедряется достаточно быстро. Но вместе с тем возникает проблема создания самих электронных учебников (ЭУ) для осуществления электронного обучения. При создании интерактивных учебных электронных курсов основной задачей является выбор программных средств, а их существует достаточно много. В статье дан обзор наиболее популярных технологий разработок электронно-образовательных ресурсов. На примере разработки одного электронно-образовательного ресурса рассмотрена гипертекстовая технология разработок в программах MS Power Point и MS FrontPage. Особое внимание уделено технологии разработки тестов с помощью языка Visual Basic. |
5. Хасанова С.Л., Девяткин Е.М., Чиганова Н.В. Компьютерная модель виртуальной химической лаборатории // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-2. – С. 360-364; |
Разработка образовательных сред для активного обучения, повышающих мотивацию учащихся, является неотъемлемой частью успеха в стратегии внедрения электронных образовательных ресурсов. Программное обеспечение для таких продуктов основано на моделировании и использовании насыщенного мультимедиа контента. Техническая сложность и значительная стоимость таких проектов является основным препятствием на пути широкого распространения виртуальных обучающих сред. Новизна технологии виртуальных лабораторий аргументируется использованием современных средств компьютерного моделирования и активным внедрением информационных технологий в сферу образования как нового трансдисциплинарного направления. Данная статья является продолжением ряда работ авторов по разработке интерактивных электронных образовательных ресурсов и раскрывает методологию разработки виртуальных лабораторий на примере химической лаборатории. В статье описывается структура виртуальной лабораторий и демонстрируются возможности лабораторных установок. |
6. Девяткин Е.М., Хасанова С.Л., Чиганова Н.В. Комплекс электронных лабораторных установок по общей физике // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ; |
В работе описан комплекс созданных электронных интерактивных лабораторных установок по общей физике, которые предназначены для студентов физико-математических, естественнонаучных и технических специальностей высших учебных заведений, учебных заведений среднего профессионального образования, а также учащихся школ и имеют своей целью оптимизацию учебного процесса, создание необходимых условий для достижения нужного уровня современного образования и разностороннего развития личности обучающихся, способствовать формированию профессиональной компетентности посредством совершенствования самостоятельной организации учебно-познавательной деятельности. Разработанные электронные виртуальные интерактивные лабораторные установки позволяют изучать явления и процессы в режиме реального времени. Кроме того, для разностороннего рассмотрения изучаемых явлений и процессов предусмотрены возможности изменения многочисленных параметров физических процессов и явлений. Созданный комплекс виртуальных лабораторных установок может использоваться как при очном, так и при дистанционном изучении курса общей физики. |
7. Девяткин Е.М. Использование технологии программируемой flash-анимации для моделирования механических колебаний. // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20-24 октября, 2015. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. – С. 917-920. |
В работе представлено использование технологии программируемой Flash-анимации для создания интерактивных виртуальных лабораторных установок, моделирующих механические колебания в режиме реального времени. Для разностороннего изучения механических колебаний все установки имеют возможность изменения многочисленных параметров процессов и явлений.
|
8. Гарифуллин Р.И., Девяткин Е.М. Электронный комплекс виртуальных лабораторных установок по механике и молекулярной физике // Сборник научных статей международной молодежной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае», Барнаул, 5-8 ноября, 2013: в 6 ч. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. – Ч.III. – С. 309-311. |
Комплекс виртуальных лабораторных установок по механике и молекулярной физике “Материя” предназначен для студентов технических и физико-математических специальностей ВУЗов и имеет своей целью оптимизацию учебного процесса, создание условий для достижения необходимого уровня современного образования и разностороннего развития личности обучающихся, способствовать формированию профессиональной компетентности посредством совершенствования самостоятельной организации учебно-познавательной деятельности. Виртуальные интерактивные лабораторные установки позволяют наблюдать изучаемые явления в режиме реального времени. Кроме того, для разностороннего рассмотрения изучаемых явлений предусмотрены возможности изменения многочисленных параметров физических процессов. |