37. Виртуальная лабораторная по физике «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током» - https://efizika.ru/html5/37/index.html.
Цель работы: исследовать взаимодействие тока с постоянным магнитом. Оборудование: источник тока, реостат, ключ, виток проволоки, подковообразный магнит, штатив, гальванометр, соединительные провода, блок управления.
37. Virtual laboratory assignments in physics «Observing the action of a magnetic field on a conductor with a current» - https://efizika.ru/html5/37/index.html.
The objective of the experiment is to study the interaction of current with a permanent magnet.
Equipment: current source, rheostat, switch, wire loop, horseshoe magnet, stand, galvanometer, connecting wires.
Виртуальная лабораторная работа: Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током
Цели работы:
1. Изучить взаимодействие проводника с электрическим током и магнитным полем.
2. Наблюдать силу, действующую на проводник в магнитном поле.
3. Определить направление силы, действующей на проводник.
Оборудование:
• Виртуальный источник тока (постоянный ток)
• Магнит (постоянный или электромагнит)
• Проводник (например, медная проволока)
• Амперметр
• Компас (для определения направления магнитного поля)
• Моделирование с использованием программного обеспечения (например, PhET или аналогичные)
Теоретическая часть:
1. Закон Ампера: Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле, определяется формулой:
F = I ⋅ L ⋅ B ⋅ sin(θ)
где F — сила, I — ток, L — длина проводника в магнитном поле, B — магнитная индукция, θ — угол между направлением тока и линиями магнитного поля.
2. Правило левой руки: Для определения направления силы можно использовать правило левой руки. Если вы расположите большой палец левой руки в направлении тока, а указательный палец — в направлении магнитного поля, то средний палец укажет направление силы.
Процедура:
1. Настройка оборудования:
• Поместите проводник в магнитное поле, создаваемое магнитом.
• Подключите источник тока к проводнику и установите амперметр для измерения тока.
2. Наблюдение взаимодействия:
• Включите ток в проводнике и наблюдайте за его поведением в магнитном поле.
• Измените направление тока и зафиксируйте изменения в поведении проводника.
• Изменяйте положение магнитного поля (например, перемещая магнит) и наблюдайте за изменениями силы.
3. Запись результатов:
• Зафиксируйте значения тока, длины проводника и силы, действующей на проводник.
• Определите угол между направлением тока и магнитным полем.
4. Анализ данных:
• Рассчитайте силу, действующую на проводник, используя закон Ампера.
• Сравните теоретические результаты с наблюдаемыми.
Заключение:
1. Обсудите полученные результаты и их соответствие теории.
2. Подведите итоги о влиянии магнитного поля на проводник с током.
3. Обсудите возможные практические применения этого явления (например, в электродвигателях).
Дополнительные вопросы для обсуждения:
• Как изменение силы тока влияет на силу, действующую на проводник?
• Как изменение направления магнитного поля влияет на движение проводника?
• Какие другие факторы могут влиять на взаимодействие проводника с магнитным полем?
Виртуальная лабораторная работа по физике
Тема: «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»
Цель работы:
Исследовать влияние магнитного поля на проводник с током, определить направление силы Ампера и зависимость её величины от силы тока и индукции магнитного поля.
Оборудование (виртуальное):
- Источник постоянного тока.
- Проводник (прямолинейный отрезок провода).
- Постоянный магнит или катушка для создания магнитного поля.
- Реостат для регулировки силы тока.
- Ключ для замыкания цепи.
- Динамометр (если нужно измерить силу).
- Компас для определения направления линий магнитного поля.
Ход работы:
1. Подготовка эксперимента
- Соберите виртуальную цепь: источник тока → проводник → реостат → ключ.
- Расположите проводник между полюсами магнита (или внутри катушки).
- Убедитесь, что направление тока и магнитного поля можно изменять.
- Замкните цепь. Наблюдайте движение проводника (если он подвижен) или показания динамометра.
- Измените направление тока (поменяйте полярность источника). Зафиксируйте, как изменилось направление силы.
- Измените полюса магнита (направление B). Снова отметьте направление силы.
- Увеличивайте силу тока с помощью реостата, фиксируя показания "силы" (в условных единицах или Ньютонах).
- Постройте график F(I). Сделайте вывод о зависимости.
- Увеличьте индукцию B (например, взяв более сильный магнит или добавив витки катушки).
- Повторите измерения силы при разных B, но постоянном токе. Постройте график F(B).
- Определите направление F, B и I в нескольких опытах.
- Убедитесь, что направление силы соответствует правилу левой руки:
- Раскрытая ладонь → линии B входят в ладонь.
- 4 пальца → направление тока.
- Отогнутый большой палец → направление силы Ампера.
2. Наблюдение силы Ампера
3. Исследование зависимости силы от тока
4. Исследование зависимости силы от индукции магнитного поля
5. Проверка правила левой руки
Выводы:
- Магнитное поле действует на проводник с током с силой, зависящей от I и B.
- Направление силы определяется правилом левой руки.
- Сила Ампера пропорциональна току и индукции магнитного поля (F ∼ I·B·L·sinα).
- Что произойдёт, если направление тока параллельно линиям B?
- Как изменится сила, если длину проводника увеличить в 2 раза?
- Почему в опыте проводник может не двигаться, даже если есть ток?
Дополнительные вопросы (для отчёта):
Примечание: В виртуальной лаборатории параметры (сила тока, индукция) могут задаваться численно, а результаты выводятся в виде анимации или данных. Используйте инструменты программы для точных измерений!
Если у вас есть конкретная платформа для виртуальной работы (например, Efizika), уточните параметры её использования.