42. Виртуальная лабораторная работа по физике «Проверка постоянства отношения ускорений двух тел при их взаимодействии» - https://efizika.ru/html5/42/index.html.
Цель: экспериментально доказать, что для двух данных взаимодействующих тел отношение абсолютных значений ускорений всегда одно и то же.
Оборудование: двухсторонний баллистический пистолет со снарядами, штатив, листы пищей и копировальной бумаги, линейка, блок управления.
42. Virtual laboratory assignments in physics «Checking the constancy of the ratio of accelerations of two bodies during their interaction» - https://efizika.ru/html5/42/index.html.
Objective: to prove experimentally that for two given interacting bodies, the ratio of absolute acceleration values is always the same.
Equipment: double-sided ballistic pistol with projectiles, tripod, sheets of writing and copying paper, ruler, control unit.
42. Проверка постоянства отношения ускорений двух тел при их взаимодействии
Содержание и метод выполнения
Цель: экспериментально доказать, что для двух данных взаимодействующих тел отношение абсолютных значений ускорений всегда одно и то же:
Оборудование: двухсторонний баллистический пистолет со снарядами, штатив, листы пищей и копировальной бумаги, линейка.
Вывод расчетных формул
В работе применяется двусторонний баллистический пистолет. Он состоит из двух снарядов массой и с пружиной и платформы (рисунок 1). В верхней части рисунка показано
Рисунок 1
положение снарядов до выстрела — когда пружина сжата, а ниже - после распрямления пружины. Пунктиром изображены траектории падения снарядов на поверхность стола.
Каждый снаряд вначале движется под действием силы упругости, а потом – силы тяжести. На участке пока пружина распрямляется, движение горизонтальное и ускоренное. Ускорение каждого снаряда:
. Тогда
Затем снаряды перемещаются по параболам под действием силы тяжести с начальными скоростями и .
Поскольку движение снарядов в воздухе происходит с малыми скоростями, то его сопротивлением можно пренебречь. Сложное движение по параболе представляет движения в горизонтальном и вертикальном направлениях. Перемещение тел в горизонтальном направлении определяем по формулам равномерного движения:
и
где и – дальности полета снарядов, а и - время их падения с высоты . Высота для обоих тел одинакова, поэтому , и тогда:
Из сказанного следует, что:
Теткам образом, для сравнения ускорений двух взаимодействующих тел достаточно сравнить дальности их полёта:
и т.д.
Двусторонний пружинный баллистический пистолет (рисунок 2) состоит из двух снарядов 1 и 2 и платформы 3. Снаряды представляют собой цилиндры с закреплёнными на них шариками. В цилиндре 1 установлена пружина, длину которой можно менять, вывёртывая её из цилиндра или ввёртывая в него. Выступающий конец второго цилиндра
Рисунок 2 вставляется в первый и сжимает пружину. Оба цилиндра имеют кольцевые выточки, позволяющие устанавливать соединённые вместе снаряды на платформе. Под платформой закреплена пусковая пружинящая пластина с кнопкой 4 и двумя бортиками. Бортики выступают в пропилах жёлоба платформы и служат для закрепления снарядов. Перед выстрелом снаряды соединяют вместе и кладут на платформу так, чтобы в их кольцевые выточки вошли портики пусковой пластины. При нажатии на кнопку 4 снаряды одновременно разлетаются в разные стороны.
Порядок выполнения работы
- Баллистический пистолет закрепите в штативе на высоте 15-30 см от стола. Проверьте с помощью отвеса и транспортира горизонтальность установки прибора. Возьмите снаряды, сожмите пружину и вставьте их в платформу.
- Нажмите на спусковую кнопку произведите пробный выстрел. Снаряды должны падать в пределах стола. В местах падения снарядов положите листы белой бумаги, покрыв их копировальной.
- Произведите 3-4 выстрела и определите средние расстояние и . Результаты измерений запишите в табл. 1.
- Измените высоту расположения пистолета и повторите опыт.
- Замените пружину и вновь повторите опыт.
Таблица 1
№ п/п |
S1, м |
S2, м |
, м |
, м |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
Виртуальная лабораторная работа по физике: Проверка постоянства отношения ускорений двух тел при их взаимодействии
Цель работы
Проверить закон сохранения импульса и постоянство отношения ускорений двух тел при их взаимодействии.
Оборудование
1. Виртуальный симулятор (например, PhET или аналог).
2. Два тела (например, блоки) с различными массами.
3. Устройство для измерения ускорения (встроенное в симулятор).
4. Таймер или функция записи времени в симуляторе.
Теоретическая основа
Согласно третьему закону Ньютона, при взаимодействии двух тел сила, с которой одно тело действует на другое, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой второе тело действует на первое. Это приводит к тому, что отношение ускорений тел, взаимодействующих между собой, обратно пропорционально их массам:
a₁ / a₂ = m₂ / m₁
где:
• a₁ и a₂ — ускорения первого и второго тел соответственно,
• m₁ и m₂ — массы первого и второго тел соответственно.
Ход работы
1. Настройка
эксперимента:
• Выберите два тела с различными массами в виртуальном симуляторе.
• Убедитесь, что они находятся на одном уровне и могут взаимодействовать (например, соединены верёвкой или пружиной).
2. Измерение масс:
• Запишите массы m₁ и m₂ обоих тел.
3. Запуск эксперимента:
• Запустите взаимодействие тел (например, один блок должен двигаться к другому).
• Зафиксируйте время и зарегистрируйте значения ускорений a₁ и a₂ для каждого из тел.
4. Повторение эксперимента:
• Измените массы тел и повторите эксперимент несколько раз, чтобы получить разные значения для a₁ и a₂ .
5. Сбор данных:
• Запишите все полученные данные в таблицу.
Обработка данных
1. Расчет отношения ускорений:
• Для каждого эксперимента вычислите отношение ускорений a₁/a₂ .
2. Сравнение с теоретическим значением:
• Вычислите теоретическое значение отношения ускорений по формуле:
a₁ / a₂ = m₂ / m₁
• Сравните полученные экспериментальные данные с теоретическими значениями.
Анализ результатов
• Обсудите, насколько полученные данные соответствуют теории.
• Определите возможные источники ошибок в эксперименте.
• Сделайте выводы о постоянстве отношения ускорений при взаимодействии тел.
Заключение
В данной лабораторной работе мы проверили закон сохранения импульса и установили, что отношение ускорений двух тел при их взаимодействии остается постоянным и обратно пропорциональным их массам. Результаты эксперимента подтвердили теоретические предположения Ньютона о взаимодействии тел.
Виртуальная лабораторная работа по физике: Проверка постоянства отношения ускорений двух тел при их взаимодействии
Цель работы
Проверить закон сохранения импульса и постоянство отношения ускорений двух тел при их взаимодействии.
Оборудование
1. Виртуальный симулятор (например, PhET или аналог).
2. Два тела (например, блоки) с различными массами.
3. Устройство для измерения ускорения (встроенное в симулятор).
4. Таймер или функция записи времени в симуляторе.
Теоретическая основа
Согласно третьему закону Ньютона, при взаимодействии двух тел сила, с которой одно тело действует на другое, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой второе тело действует на первое. Это приводит к тому, что отношение ускорений тел, взаимодействующих между собой, обратно пропорционально их массам:
a₁ / a₂ = m₂ / m₁
где:
• a₁ и a₂ — ускорения первого и второго тел соответственно,
• m₁ и m₂ — массы первого и второго тел соответственно.
Ход работы
1. Настройка эксперимента:
• Выберите два тела с различными массами в виртуальном симуляторе.
• Убедитесь, что они находятся на одном уровне и могут взаимодействовать (например, соединены верёвкой или пружиной).
2. Измерение масс:
• Запишите массы m₁ и m₂ обоих тел.
3. Запуск эксперимента:
• Запустите взаимодействие тел (например, один блок должен двигаться к другому).
• Зафиксируйте время и зарегистрируйте значения ускорений a₁ и a₂ для каждого из тел.
4. Повторение эксперимента:
• Измените массы тел и повторите эксперимент несколько раз, чтобы получить разные значения для a₁ и a₂ .
5. Сбор данных:
• Запишите все полученные данные в таблицу.
Обработка данных
1. Расчет отношения ускорений:
• Для каждого эксперимента вычислите отношение ускорений a₁/a₂ .
2. Сравнение с теоретическим значением:
• Вычислите теоретическое значение отношения ускорений по формуле:
a₁ / a₂ = m₂ / m₁
• Сравните полученные экспериментальные данные с теоретическими значениями.
Анализ результатов
• Обсудите, насколько полученные данные соответствуют теории.
• Определите возможные источники ошибок в эксперименте.
• Сделайте выводы о постоянстве отношения ускорений при взаимодействии тел.
Заключение
В данной лабораторной работе мы проверили закон сохранения импульса и установили, что отношение ускорений двух тел при их взаимодействии остается постоянным и обратно пропорциональным их массам. Результаты эксперимента подтвердили теоретические предположения Ньютона о взаимодействии тел.